
Принят
Советом Федерации
Российской Федерации
01 ноября 2025 года

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или снятием статуса государственной тайны и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
2. Положения настоящего Федерального закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
2) носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
3) система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
4) допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
5) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
6) гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
7) перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
8) жетон государственного служащего (работника государственной организации) — это личный знак с номером, который позволяет идентифицировать государственного служащего.
Органами государственной власти и должностями, способными к отнесению в раздел государственной тайны и присвоению грифа секретности признаются:
1) Председатель Правительства Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации;
2) Верховный Суд Российской Федерации;
3) Конституционный Суд Российской Федерации;
4) Генеральный Прокурор Российской Федерации и его заместители; Председатель Следственного Комитета и его заместители;
5) Прокуроры субъектов Российской Федерации;
6) Руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
7) Начальники региональных управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

1. Государственной тайну составляют следующие сведения в военной области:
1) о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством о вооруженных силах, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
2) о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
3) о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
4) о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативно обстановке;
2. Государственной тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:
1) о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
2) о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;
3) о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
4) об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
5) о системе правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
6) о методах и средствах защиты секретной информации;
7) об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
8) о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
9) о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов.
1. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
2. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
3. Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в судебном порядке.
1. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
2. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
1. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их ведомственной или иной принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
2. Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
1. Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
2. Рассекречивание сведений составляющих государственную тайну может быть произведено исключительно следующими органами государственной власти:
1) Председатель Правительства Российской Федерации;
2) заместители Председателя Правительства Российской Федерации;
3) Конституционный, Верховный суды Российской Федерации.

Перечень должностей и подразделений, составляющих государственную тайну:
1) Третья служба по защите конституционного строя и борьбе с экстремизмом и терроризмом Федеральной службы безопасности и ее сотрудники;
2) сотрудники Первой и Второй оперативно-следственных служб Федеральной службы безопасности, выполняющие оперативно-розыскные мероприятия;
3) сотрудники специальных подразделений органов внутренних дел, войск национальной гвардии, находящиеся в служебной форме специального подразделения с использованием средств сокрытия личности по решению Председателя Правительства Российской Федерации путем издания соответствующего нормативного правового акта. В ином случае лица, указанные в настоящем пункте, не обладают статусом секретности;
4) военнослужащие подразделений Сил специальных операций, находящиеся в служебной форме специального подразделения с использованием средств сокрытия личности.
Органами защиты государственной тайны признаются ведомственные и подведомственные федеральные службы, а именно:
1) Федеральная служба безопасности;
2) Федеральная служба охраны;
3) Федеральная служба войск национальной гвардии;
4) Министерство внутренних дел;
5) Министерство обороны;
6) Министерство юстиции.
1. Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
2. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с законодательством;
3) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
3. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
4. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется актами Председателя Правительства Российской Федерации.
1. Депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Следователи Следственного комитета Российской Федерации, Первой и Второй оперативно-следственных служб Федеральной службы безопасности, а также прокурорские работники органов прокуратуры Российской Федерации на период исполнения ими своих должностных полномочий, связанных со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к уголовной ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя государственной организации в случаях:
1) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
2) возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 16 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне;
3) прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте);
4) прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
5) решение руководителей о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
1. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти и организациях, осуществляющих работу с ними.
3. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Москва, Кремль
01 ноября 2025 года
№ 10-ФЗ