ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
«О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ»
Одобрено
Советом Федерации
Российской Федерации
30 октября 2025 года
1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) Верховный Суд Российской Федерации;
3) городские, областные, гарнизонные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3. Все нормативно-правовые акты издаваемые судом, приобщаются к тому же делу, в котором рассматривалось исковое заявление. Суду запрещено рассматривать какие либо документы помимо отраженных в том же деле, в котором рассматривалось исковое заявление.
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
3. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела, дела об административном правонарушении, гражданского дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
4. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
5. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом
1. Все судебные акты, выносимые судами Российской Федерации в рамках уголовного, гражданского, административного, арбитражного или конституционного судопроизводства и затрагивающие права, свободы или законные интересы граждан, организаций либо государства, обязаны быть законными, обоснованными и мотивированными.
2. Судебный акт признается:
1) законным – если он вынесен с соблюдением норм процессуального права и основан на правильном применении норм материального права, действующих на момент его вынесения;
2) обоснованным – если он опирается на установленные судом фактические обстоятельства, подтвержденные допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами, и если выводы суда логически следуют из этих обстоятельств;
3) мотивированным – в соответствии с требованиями, изложенными в части 4 настоящей статьи.
3. Судебный акт, не соответствующий хотя бы одному из требований, установленных настоящей статьей – законности, обоснованности или мотивированности, – подлежит отмене или изменению в установленном законом порядке.
4. Под судебными актами в настоящей статье понимаются акты, содержащие волеизъявление суда по существу рассматриваемого вопроса и затрагивающие права сторон, в том числе: решения, приговоры, постановления, определения, разъяснения по существу, мотивационные решения и иные аналогичные документы, принятые от имени суда.
5. Судебный акт состоит из следующих частей:
1) вводной — с указанием наименование суда, состава суда, участников процесса, номера дела, даты и места вынесения акта, с изложением существа спора, сути обвинения или предмета рассмотрения, позиции сторон;
2) мотивировочной — с обоснованием выводов суда;
3) резолютивной — с конкретным постановлением суда.
6. Мотивировочная часть судебного акта должна включать:
1) установленные судом фактические и иные обстоятельства дела;
2) доказательства, на которых основаны выводы суда, и мотивы, по которым иные доказательства были отвергнуты;
3) доводы сторон и причины, по которым они были приняты либо отклонены;
4) правовую квалификацию установленных обстоятельств с указанием примененных норм материального и процессуального права;
5) логическую взаимосвязь между фактами, правовыми нормами и сделанными выводами.
7. Гражданские процессуальные документы – исковое заявление, апелляционное заявление, ходатайство, прошение и иные документы, подаваемые участниками. Гражданские процессуальные документы не являются судебными актами и не попадают под требования настоящей статьи. Документы иных структур – рапорты, заявления, прошения, резолюции, протоколы и другие документы, подаваемые в суд, но не являющиеся актами суда.
1. Судья – должностное лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие от имени Российской Федерации.
2. Судьи, как носители судебной власти реализуют следующие полномочия:
1) председательствуют в заседаниях суда и принимают решения по делам, входящим в компетенцию суда;
2) исполняют требования законов Российской Федерации и решений суда;
3) разрешают вопросы о мере пресечения, в том числе об аресте или временном содержании под стражей;
4) уполномочены на назначение экспертиз и специалистов для проведения судебных экспертиз и иных исследований;
5) рассматривают просьбы и жалоб граждан, а также иных участников процесса;
6) участвуют в оценке законности подписании соглашения об урегулировании спора в гражданском процессе или досудебном процессе;
7) распоряжаются документами, отнесенных к судопроизводству;
8) определяют судебный режим и отдают приказы органам охраны по обеспечению безопасности участников процесса и обеспечению судебного порядка;
10) вынесение заключения и принятие решения по вопросам, вынесенным в ходе заседания;
9) выносят постановления о задержании, аресте, проведении обыска, изъятии или иных процессуальных действия в рамках судебного делопроизводства;
12) выносят постановления о проведении плановых или внеплановых проверок для организаций, в соответствии с порядком, определяемом Председателем Верховного суда.
3. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей. Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья не считается отведенным.
1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
3. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации;
4. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации;
5. Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.
6. Судья не вправе замещать иные государственные должности, быть судьей в вышестоящем/нижестоящем суде, принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи.
7. Гражданин желающий занять должность судьи должен иметь весь пакет документов предусмотренный трудовым кодексом Российской Федерации, не должен иметь не погашенной судимости.
1. Судья, впервые назначенный (избранный) на должность, приносит в торжественной обстановке в присутствии судей Верховного Суда Российской Федерации и судьи Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Верховного Суда Российской Федерации, присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
2. Судьи Верховного суда Российской Федерации приносят присягу на заседании Совета Федерации Федерального Собрания или в закрытом заседании Конституционного суда Российской Федерации.
3. Судья приводится к присяге в течение трех суток со дня назначения (избрания) на должность.
4. Вопросы принятия судьей присяги разрешаются Президиумом Верховного суда.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Независимость судьи обеспечивается:
1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
4) правом судьи на отставку;
5) неприкосновенностью судьи;
6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Все судьи избираются или назначаются на пожизненный срок, кроме случаев предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Полномочия судьи прекращаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, в случаях:
1) подача судьей заявления о прекращении полномочий в пленум Верховного Суда Российской Федерации;
2) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
3) вступление в законную силу приговора суда о признании судьи виновным в совершении преступления;
4) выявление обстоятельств, не допускающих замещение должности судьи;
5) установление недостоверности сведений, представленных в Верховный Суд Российской Федерации на момент подачи заявления о приобретении статуса судьи;
6) неисполнении или ненадлежащем исполнении судьей своих профессиональных обязанностей;
7) неисполнении или ненадлежащем исполнении судьей решений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятых в пределах его компетенции;
8) истечение срока полномочий.
1. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям или в порядке, установленным статьей 10 настоящего Федеральным конституционного закона.
2. Судьи Верховного Суда несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям или в порядке, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации наделен всеми распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным судьям и судам, имеет полномочия прекратить или приостановить полномочия судей в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за совершение виновного действия (за виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Федерального конституционного закона или законодательства о государственной службе, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью Председателем Верховного суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
1) замечания;
2) предупреждения;
3) понижения в квалификационном классе;
4) досрочного прекращения полномочий судьи.
1. Судья неприкосновенен. Судью нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные правонарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
2. В случае совершения судьей уголовного преступления, уголовное дело в отношении судьи возбуждается следственными органами Следственного Комитета Российской Федерации при процессуальном руководстве прокурора субъекта и подается на рассмотрение в Конституционный суд Российской Федерации, который и принимает решение о прекращении полномочий судьи в случае наличия весомых доказательств. После прекращения полномочий судьи следственные действия проводятся в порядке определяемом Процессуальным кодексом Российской Федерации.
3. В случае совершения судьей Верховного Суда Российской Федерации уголовного преступления, уголовное дело в отношении судьи возбуждается следственными органами Следственного Комитета при процессуальном руководстве прокурора субъекта и подается на рассмотрение в Конституционный Суд Российской Федерации. После прекращения полномочий судьи Верховного суда Российской Федерации следственные действия проводятся в порядке определяемом Процессуальным кодексом Российской Федерации.
4. В случае если судья является свидетелем, обвиняемым по уголовному делу, его полномочия могут быть временно прекращены для дачи показаний или иных процессуальных действий с последующим восстановлением полномочий по окончанию следственных действий. Решение о временном прекращении полномочий судьи принимается Конституционным Судом Российской Федерации.
1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства.
2. Порядок деятельности, полномочия и иные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации.
1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда Российской Федерации.
2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. Пленум Верховного Суда Российской Федерации:
1) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчеты председателей коллегий Верховного Суда Российской Федерации о деятельности коллегий
2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не подлежат обжалованию.
1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, иные судьи Верховного Суда Российской Федерации, включенные в состав с разрешения Председателя Верховного Суда Российской Федерации, с санкции Конституционного суда Российской Федерации.
2. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации не подлежат обжалованию. Заседание Президиума правомочно при наличии половины от общего состава Президиума.
3. Президиум Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
1) в пределах своих полномочий рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора, а уже рассматривавшиеся в порядке надзора — рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
2) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного суда, а также вопросы работы Президиума;
3) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координирует их деятельность;
4) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для всех судей и судов, в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;
5) устанавливает правила внутреннего распорядка судов, принимает регламенты, положения, инструкция и порядки (в том числе обязательные для выполнения судьями и участниками судопроизводства), осуществляет контроль за их выполнением;
6) присваивает судьям Верховного суда квалификационные статусы и привлекает судей к дисциплинарной ответственности, в соответствии со статьей 12 настоящего закона;
7) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 61 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы;
8) разрешает кадровые вопросы Судебной власти, кроме случаев, когда назначение осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим законом;
9) устанавливает численный состав судов и их коллегий.
1. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе судей Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
1) Судьи Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются Конституционным судом Российской Федерации.
3) Судьи Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются Конституционным судом Российской Федерации.
2. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда третьей (кассационной) инстанции.
3. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции:
1) дела об оспаривании актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации;
2) дела о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских общественных объединений; дела по разрешению споров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации;
3) уголовные дела по обвинению в совершении преступлений сенатором Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, членами Правительства Российской Федерации, сотрудниками прокуратуры Российской Федерации, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, руководителей государственных организаций, руководителей учреждений здравоохранения, руководителей средств массовой информации, судей Российской Федерации;
4) дела по разрешению споров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Городские суды являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
1. В состав городских судов входят судьи городских судов. Судьи городских судов назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации, с ассигнацией Конституционного суда Российской Федерации.
2. Городской суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
1. Суды общей юрисдикции второй(апелляционной) инстанции Российской Федерации действует в составе судей второй(апелляционной) инстанции.
Судьи второй инстанции в ходе судебного разбирательства, уголовного производства и ведения судебного следствия, для рассмотрения уголовного производства, имеет право на осуществление поручения представителям правоохранительным и центральным органам исполнительной власти, с целью установления фактов необходимых для суда, квалификации того или иного правонарушения, или для вынесения иного процессуального решения в рамках судебного рассмотрения дела.
2.Суды общей юрисдикции второй(апелляционной) инстанции рассматривает дела в качестве суда второй (апелляционной) инстанции.
Председатель правительства
Российской Федерации
Москва, Кремль
30 октября 2025 года
№ 2-ФКЗ