
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединённые общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Российская Федерация является федеративным, демократическим, правовым государством. Носителем власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть напрямую, поступая на службы в государственные органы и организации. Все равны перед законом. Правосудие осуществляется на принципах равенства всех участников перед законом. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, личная и иные формы собственности. Частная и личные собственности защищены законом и отчуждаются в установленном законом порядке.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации) Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;
2) главой исполнительной власти и гарантом настоящей Конституции является Председатель Правительства Российской Федерации;
3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией;
4) органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
2) законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;
3) конституционные законы подлежат официальному опубликованию. Принятие и внесение поправок в конституционные законы, допускается только после получения заключения Конституционного суда о соответствии предложенной поправки Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон имеет равную юридическую силу закону, но в случае наличия коллизий или двойного трактования, приоритет предоставляется конституционному закону.
Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, и обеспечиваются правосудием.
Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь запрещена.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения или решения уполномоченного органа в соответствии с законом.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
1. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
2. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Каждый гражданин Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, если иное не предусмотрено законом.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Базовая медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Порядок пользования помощью адвоката (защитника) устанавливается законом.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1. В условиях особых правовых режимов для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Особые правовые режимы на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
2. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 18, 19, 21, 30, 32, 35–41 Конституции Российской Федерации.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

1. Председатель Правительства Российской Федерации является главой государства. Председатель Правительства Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему государственной власти. Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
2. Председатель Правительства Российской Федерации избирается сроком на 45 дней гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов Председателя Правительства Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
3. При вступлении в должность Председатель Правительства Российской Федерации приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Председатель Правительства Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Правительства Российской Федерации, судей Российской Федерации, руководителей центральных органов власти, иных лиц, получивших приглашение.
4. При вступлении в должность Председатель Правительства Российской Федерации вправе предложить кандидатуры на вакантную должности судей Верховного суда Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, руководителя Следственного Комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации:
1) назначает федеральных министров Российской Федерации и освобождает федеральных министров Российской Федерации от должности;
2) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, возглавляет и ведет заседания Правительства Российской Федерации;
3) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
4) представляет Совет Федерации кандидатуры для назначения на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, вносит предложение об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации перед Советом Федерации.
5) представляет Совет Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда Российской Федерации;
6) формирует Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным конституционным законом;
7) назначает и формирует аппарат Правительства Российской Федерации;
8) назначает референдум в порядке, установленном федеральным законом;
9) подписывает и обнародует федеральные законы;
10) обращается к Совету Федерации отчетами о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства один раз в две недели;
Председатель Правительства Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Председатель Правительства Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти Российской Федерации и обращаться в органы судебной власти в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Председатель Правительства Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Председатель Правительства Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Председатель Правительства Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации.
Председатель Правительства награждает государственными наградами Российской Федерации, ведомственными и иными, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания, классные чины.
1. Председатель Правительства Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Председатель Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
4. Председатель Правительства Российской Федерации имеет право на принятие мер дисциплинарного характера в виде вынесения дисциплинарных взысканий, временного отстранения от должности, отстранения от должности, увольнения с государственной службы в отношении любого государственного служащего, если посчитает это необходимым в целях разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации, защиты прав и свобод человека и гражданина.
5. Принятие мер дисциплинарного характера в отношении государственного служащего возможно в том случае, если иной порядок принятия мер не предусмотрен действующим законодательством.
6. Председатель Правительства Российской Федерации осуществляет помилование.
Председатель Правительства Российской Федерации выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану личности Председатель Правительства Российской Федерации в силу осуществляемых им государственных функций. Председатель Правительства Российской Федерации неприкосновенен. Его нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера, кроме процессуальных действий остановки транспортного средства. Председатель Правительства Российской Федерации не ограничивается личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи.
Председатель Правительства Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги новым Председателем Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Председатель Правительства Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
1. Неприкосновенность Председателя Правительства снимается Конституционным судом Российской Федерации на основании искового заявления, поданного одним из следующих установленных лиц настоящей Конституцией: начальником Управления Федеральной службы безопасности по региону, руководителем Следственного Комитета Российской Федерации по региону, прокурором субъекта Российской Федерации. Иск должен содержать обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья человека и гражданина, государственного устройства. Неприкосновенность снимается на время проведения следствия и в целях его осуществления.
2. Решение об отрешении от должности Председателя Правительства Российской Федерации принимается Советом Федерации если при голосовании за решение проголосовало больше половины от общего числа сенаторов Совета Федерации.
3. Обвинительное заключение в отношении Председателя Правительства Российской Федерации с установленной виновностью деяний Конституционным судом Российской Федерации, направляется в Совет Федерации.
4. Председатель Совета Федерации, в течении 24 часов с момента получения обвинительного заключения в отношении Председателя Правительства Российской Федерации обязан созвать внеочередное заседание Совета Федерации не позднее чем через трое суток (72 часа) после поступления обвинительного заключения.
5. Совет Федерации проводит открытое заседание по рассмотрению обвинительного заключения, выдвинутого прокуратурой Российской Федерации и заверенное Конституционным судом Российской федерации.
В рамках проведения слушания по рассмотрению обвинительного заключения Председателю Правительства Российской Федерации, судьям Верховного, Конституционного суда Российской Федерации, лицу, подавшему исковое заявление в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, предоставляется право выступить перед голосованием сенаторов Совета Федерации.
6. В случае отрешения Председателя Правительства Российской Федерации, его полномочия и обязанности возлагаются на первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, до момента проведения выборов нового Председателя Правительства Российской Федерации.
7. В случае если Совет Федерации не принял решение об отрешении Председателя Правительства Российской Федерации от должности, вопрос об отрешение Председателя Правительства Российской Федерации от должности ставиться на голосование повторно, однако не может превышать 7-ми дней после голосования.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из одной палаты - Совета Федерации.
Постановления палаты парламента принимаются большинством голосов от числа сенаторов соответственно, зарегистрированных на заседании.
1. В Совет Федерации входят пятнадцать (15) избираемых на срок определяемый полномочиями сенаторов Совета Федерации, а также Председатель Совета Федерации, который не является сенатором.
Председатель Совета Федерации не участвует в голосованиях Совета Федерации, кроме случая разделения голосов поровну в результате неявки одного или более одного сенатора.
2. Пятнадцать (15) избираемых сенаторов Совета Федерации избираются пропорционально числу голосов избирателей, набранных политическими партиями, участвовавших в выборах сенаторов Совета Федерации.
3. В Совет Федерации входят с правом совещательного голоса и правом выступления прокурор субъекта Российской Федерации и руководитель Следственного Комитета Российской Федерации по субъекту и их заместители, судьи Верховного и Конституционного судов Российской Федерации. Лица с правом совещательного голоса не участвуют в голосованиях, не являются Сенаторами. Лица с правом совещательного голоса вправе выступить в обсуждениях законопроектов и законов, приглашать иных лиц для обсуждения, рассматривающихся Советом Федерации.
4. Совет Федерации собирается еженедельно для заслушивания отчета Председателя Правительства Российской Федерации, если это предусмотрено графиком Совета Федерации, утвержденного Председателем Совета Федерации.
5. Председатель Совета Федерации, а также Председатель Правительства Российской Федерации имеют право созвать внеочередное заседание Совета Федерации по необходимости.
6. Первое заседание Совета Федерации открывает Председатель Правительства, ставя вопрос о назначении Председателя Совета Федерации.
7. График проведения заседания и формат проведения заседаний и голосований утверждается Председателем Совета Федерации.
8. Совет Федерации обязан собираться не менее одного раза в две недели.
1. В Совет Федерации входят по десять (10) сенаторов, представителей центральных органов государственной власти от каждого субъекта Федерации, по три (3) сенатора, назначаемых руководителем высшего органа исполнительной власти по субъекту, от каждого субъекта, а также Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации не участвует в голосованиях Совета Федерации, кроме случая разделения голосов поровну в результате неявки одного или более одного сенатора.
2. Под представителями центральных органов государственной власти подразумеваются начальники региональных подразделений государственных организаций, руководители государственных учреждений здравоохранения, руководители государственных учреждений средств массовой информации.
(( Лидер фракций: УВД по ЦАО, УФСБ, УФСИН, УГИБДД, УФСО, ЦГБ №3, ЦГБ №7,Первый канал, ВС РФ, УФСВНГ ))
3. В Совет Федерации входят с правом совещательного голоса и правом выступления Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители и Председатели высших органов исполнительной власти субъектов (Правительства субъектов) и их заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, Председатель Следственного Комитета Российской Федерации и его заместители, судьи Верховного и Конституционного судов Российской Федерации. Лица с правом совещательного голоса не участвуют в голосованиях, не являются сенаторами. Лица с правом совещательного голоса вправе выступить в обсуждениях законопроектов и законов, приглашать иных лиц для обсуждения, рассматривающихся Совета Федерации.
4. Совет Федерации для рассмотрения принятых Советом Федерации законов собирается не менее 1-го раза в неделю.
1. Заседания палат парламента являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом парламента, допускается проведение закрытых заседания. На открытом заседании имеют право присутствовать представители всех аккредитованных средств массовой информации с последующим правом публикации фото, аудио, видео или текстовой информации с заседания палат парламента.
2. Палаты парламента принимают свой регламент и решают вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
3. Совет Федерации проводит заседание, если на заседание зарегистрировано не менее одной трети от общего числа сенаторов. В случае если на заседание зарегистрировано менее одной трети от общего числа сенаторов, Совет Федерации переносит заседание, не принимает постановлений, не рассматривает федеральные законы и законопроекты.
Совет Федерации проводит заседание, если на заседание зарегистрировано не менее одной трети от общего числа сенаторов. В случае если на заседание зарегистрировано менее одной трети от общего числа сенаторов, Совет Федерации переносит заседание, не принимает постановлений, не рассматривает федеральные законы и законопроекты.
4. Председателя Совета Федерации, нельзя привлечь к уголовной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера, кроме процессуальных действий остановки транспортного средства. Председатель Совета Федерации, а равно Председателя Совета Федерации не ограничивается личной правовой защитой. Она распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы, вещи.
Утратила силу.
К ведению Совета Федерации относятся:
1) одобрение и утверждение федеральных конституционных и федеральных законов, принятых Советом Федерации;
2) рассмотрение и принятие проектов изменения Конституции Российской Федерации;
3) назначение на должность и снятие с должности Председателя Совета Федерации;
4) заслушивание ежемесячных посланий Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителям по итогам их работы;
5) утверждение отрешения Председателя Правительства Российской Федерации от должности.
1. Право законодательной инициативы принадлежит Председателю Правительства Российской Федерации, сенаторам Совета Федерации, Правительству Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Председателю Следственного Комитета, руководителю Следственного Комитета по субъекту Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору субъекта Российской Федерации, начальникам региональных подразделений государственных организаций, руководителям государственных учреждений здравоохранения, руководителям государственных учреждений средств массовой информации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Совет Федерации.
2. Законопроекты, внесенные в Совет Федерации органами и лицами с правом законодательной инициативы подлежат обязательному рассмотрению Совету Федерации.
3. Законопроекты подаются на имя Председателя Совета Федерации, который определяет его в порядок рассмотрения.
Федеральные законы, федеральные конституционные законы принимаются Совета Федерации и вступают в силу после утверждения Советом Федерации.
Федеральные законы, федеральные конституционные законы принимаются большинством голосов от числа сенаторов Совета Федерации, зарегистрированных на заседании. Федеральные законы, федеральные конституционные законы принимаются, если за них проголосовало не менее двух третей числа сенаторов Совета Федерации, зарегистрированных на заседании. Принятые Советом Федерации федеральные законы, федеральные конституционные законы в течение двадцати четырех (24) часов передаются на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации обязан рассмотреть принятый федеральный закон, федеральный конституционный закон в течении 24 часов с момента получения. Федеральный закон, федеральный конституционный закон считается одобренным после подписания его Председателем Правительства Российской Федерации.
В случае несогласия Председателя Правительства Российской Федерации с принятым Советом Федерации федеральным законом, федеральным конституционным законом, Председатель Правительства Российской Федерации вправе использовать право «вето» с объяснением причины отказа, закон отправляется в Совет Федерации на доработку. В случае несогласия Совета Федерации с наложенным Председателем Правительства Российской Федерации «вето» на принятый федеральный закон, федеральный конституционный закон, федеральный закон, федеральный конституционный закон считается одобренным, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа сенаторов Совета Федерации..

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Председателя Правительства Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, заместителей федеральных министров, иных работников правительства.
3. Совет Федерации рассматривает представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в течение трех дней со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После двукратного отклонения представленных кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Советом Федерации Председатель Правительства Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации самостоятельно.
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.
1. Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внутренней политики Российской Федерации;
2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
3) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
4) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Председателя Правительства Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Председателя Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Председателя Правительства Российской Федерации могут быть отменены Председателем Правительства Российской Федерации.
1. Перед вновь избранным Председателем Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Председателем Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. Совет Федерации может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, только на основании выдвинутого прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Правительства Российской Федерации признаков преступления. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается тремя четвертями от общего числа сенаторов Совета Федерации..
2. По принятию Постановления Совета Федерации о недоверии Правительству Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации обязан отправить Правительство Российской Федерации в отставку.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным конституционным законом.
Судьи неприкосновенны. Порядок привлечения судьи к уголовной, административной ответственности, подтверждение мерам взыскания за административные правонарушения, задержания, ареста, принудительного доставления для составления протокола или дачи свидетельских показаний, обыска, досмотра, иных мер принудительного характера определяется федеральным конституционным законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются только Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Конституционный Суд Российской Федерации - возглавляет судебную власть Российской Федерации и обладает полномочиями и правами всех судов нижестоящих инстанций.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:
1) по запросам Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, одной пятой сенаторов Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
2) по ходатайству Председателя Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между федеральными органами государственной власти и судами;
в) между конституционными органами власти;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, уставов, а также законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
4) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле;
5) по запросам Председателя Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, прокуроров субъектов, дает толкование Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, кодексов;
6) отменяет, приостанавливает действие федеральных конституционных законов, федеральных законов,кодексов нормативных актов Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, уставов, а также законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации;
7) Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
8) Рассматривает обращения граждан Российской Федерации и принимает необходимые меры для защиты конституционных прав и свобод гражданина и человека.
9) Назначает на должности судей Российской Федерации
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации, не допускается.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Независимость судей Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, а также гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу судьи. Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в случае смерти судьи либо подписанного им лично заявления об уходе в отставку в соответствии с трудовым законодательством.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за позицию, выраженную им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговора Конституционного Суда Российской Федерации не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации издает частные определения и распоряжения. Конституционный Суд Российской Федерации в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений, приговоров. Постановления, заключения, определения, приговоры Конституционного Суда Российской Федерации выносятся именем Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и обжалованию или пересмотру не подлежит. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила акта Конституционного Суда Российской Федерации о признании другого акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную уголовным кодексом.
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2. Прокурор субъекта Российской Федерации может быть назначен на должность согласно соответствующему акту Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.
3. Прокурор субъекта Российской Федерации может быть освобожден от должности в случаях:
1) по решению суда;
2) согласно соответствующему акту Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.
1. Следственный Комитет Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, обеспечивающая качественное расследование преступлений и правонарушений в соответствии с федеральным законом, осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
2. Руководитель Следственного Комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации может быть назначен на должность согласно соответствующему акту Председателя Следственного Комитета Российской Федерации или его заместителя.
3. Руководитель Следственного Комитета Российской Федерации по региону Российской Федерации может быть освобожден от должности в случаях:
1) по решению суда;
2) согласно соответствующему акту Председателя Следственного Комитета Российской Федерации или его заместителя.

Статья 85.
1. Положения глав 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное собрание не может приступить к рассмотрению или голосованию за поправки в Конституцию Российской Федерации если Конституционным судом Российской Федерации были признаны такие поправки как умоляющими права и (или) свободы человека и гражданина.
4. Конституционное Собрание состоит из 6 членов по должности и 5-ти назначаемых Председателем Правительства Российской Федерации. Членами Конституционного Собрания являются Председатель Правительства Российской Федерации, председатель Совета Федерации Российской Федерации, председатель Конституционного суда Российской Федерации, председатель Верховного суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, председатель следственного комитета Российской Федерации.
5. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 86.
Поправки к главам 3 - 6 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.